Освещение и свет в фотографии. Законы светотени: от простых форм до портрета Свет в композиции

Порой тень служит мощным фотографическим элементом всей фотографии. Тени являются таинственными и могут дать истинное представление о том, что хотел передать фотограф.
Иногда путают силуэтную фотографию с теневой. Они похожи, но не означают одно и то же.
В теневой фотографии тень является основным субъектом съемки или способствует тому, чтобы повысить эффект снимка. Внимание фотографа должно быть сосредоточено на том, как располагаются тени и даже больше — на то, как «произвести фотографирование», чтобы наиболее точно выразить задумку.

И так как тени не могут быть образованы там, где будет недостаточно света или наоборот, его будет слишком много, нужно сосредоточиться на игре света и тени, которая создает сильный контрастный эффект в фотографии. Именно из-за этой тонкой игры есть возможность получить нужны тени на снимки. Хорошо это или плохо — решать вам. Попробуйте, чтобы убедиться самостоятельно!

Итак! Несколько идей для фотографии теней, которые создают целостную картину.


  • Тени, отраженные на стене, могут быть таинственными и заставить зрителя задуматься, что на самом деле происходит.
  • Интересно могут получиться отражения силуэтов людей, которые видны, если смотреть через ткань на просвет. Например, как в данном случае - сквозь полотно воздушного шара.

  • При сильном боковом освещении можно получить четкие тени деревьев на гладкой поверхности.
  • Тени на лице всегда добавляют драмы.

  • Тени могут дополнить объект до привычной для глаз формы. Допустим, полукруг становится полной окружностью, когда добавляется его тень.

  • Если фотограф стремится наполнить таинственностью фотографии.

  • Мощная составляющая кадра - когда тени неявственные. Сразу невозможно разобраться что является реальным объектом, а что тенью.

  • Хорошие архитекторы принимают во внимание то, как свет взаимодействует с их конструкцией. Фотограф может поймать эту составляющую в свой объектив.

  • Может получиться причудливая фотография абсолютно обычного объекта, если тот будет сфотографирован без теней.

  • Во время детских игр понаблюдайте за тенями, которые падают от фигур. Часто так бывает, что тени детей находятся в другом ракурсе и как будто живут отдельной жизнью от своих хозяев.

  • Обращайте внимание на то, что иногда тени не следуют за объектом съемки, а наоборот - ведут его за собой.
  • Переворачивайте изображения, чтобы тени на нем становились полноправными объектами вашей творческой задумки.
  • Акцентируйте внимание на тени, делайте ее ведущей и основой, на которой держится весь сюжет снимка.
  • Создавайте из тени реальную модель любыми доступными для вас способами.
  • Используйте повторяющиеся мотивы в архитектуре или узорах на стенах и заборах для создания прекрасных ритмичных теневых снимков.
  • Запомните - иногда винтовые лестницы имеют прямые тени! И знайте - это всегда интересно для рассматривания.
  • Ну, и конечно - не стесняйтесь подсматривать за тенями. Они часто живут своей жизнью.

Перевел С.Заводов

Помню, когда я ещё только начинал свою деятельность в качестве биологического штатива для фотоаппарата, я решил сделать фотосессию яблока и столкнулся с одной проблемой. А именно: что лучше использовать для освещения объекта съёмки - свечку, купленную за пару копеек в ближайшем магазине, или соседа-электрика, дядю Петю, с удлинителем и настольной лампой. Но оба эти варианта отпали довольно быстро - свечка сгорала, пока я выбирал, куда же положить яблоко. Ведь не положишь же его куда попало!

Тут на ум приходит «Лунная соната» Бетховена. А почему? Потому что весьма неплохая музыкальная композиция . Так и в нашем неблагодарном деле главное - это композиция ! Место съёмки нужно выбирать очень тщательно. Неправильно выбрал место - завалил фотосессию. Не горизонт завалил, а вообще всю фотосессию! Запомни: правильно выбрал место и освещение - считай, что тебя почти опубликовали на глянцевом развороте.

Но вернёмся к моему яблочному фотосету. Дядя Петя за тот же промежуток времени, за который сгорала свечка, успевал найти папину заначку, и к моменту съёмки мой «софит» стоял слегка покачиваясь, отбрасывая непонятные тени и издавая невнятное мычание.

Пришлось учить матчасть. Ночи без сна, в окружении чашек от кофе и чая, киловатты сожжённой электроэнергии и мегабайты потраченного траффика не пропали даром: мне удалось определить основные понятия и правила применения света при фотосъемке!

Для начала вспомним школьную задачку про яблоки, наподобие «У Пети 3 яблока...». Все помнят, что эти яблоки нужно было разделить, выступив в роли Робина Гуда - забрать часть у богатых и отдать её бедным. Так же и с фотографией, ведь это будет не просто изображение. Его нужно что? Правильно, разделить! Причём делить мы будем «на троих». В кадре нужно выделять 3 различных плана: задний, средний и передний. Но это не значит, что ты выделил планы и задача решена. Нет, мы только начинаем!

Следующим шагом будет изучение такого понятия, как «композиционный центр». То есть место или объект, на который делается упор, который привлекает взгляд. Причём это не обязательно нечто необычной формы, наподобие жирафа, сидящего на спине у верблюда. Хотя, признаюсь, я бы долго смотрел на очертания такого наездника.

Но композиционный центр может быть реализован как угодно: человеческий силуэт, яркий элемент одежды, либо просто какой-либо предмет, горизонтальные линии или объекты, съемка против света, использование контрастного заднего плана. В этом отношении выбор и вариант его реализации зависит исключительно от ваших фантазий и мастерства.

Одним из основных и наиболее часто применяемых способов является съемка против света. Она позволяет не только чётко обрисовать форму объекта, но и создать нечто новое, необычное. Следует помнить, что свет - штука непростая и бывает трех видов: направленным, рассеянным, либо смешанным.

Следует помнить, что направленный свет зачастую делает снимаемые объекты плоскими, поэтому даже голливудские звёзды знают, что нельзя пренебрегать тенями в таком случае. Этим, собственно, они и собирают такие толпы фанатов. Опять же, нельзя ограничиваться 1-2 снимками - фотохудожник должен сделать много «мазков кистью», немного меняя точку съёмки для получения правильной экспозиции. Но можно немного включить изобретательность и использовать отраженный свет.

Причём необязательно, чтобы он отражался от чего-то блестящего, мы же экспериментируем - пусть он отражается от самого снимаемого объекта! Только не забываем, что многие предметы свет не отражают, а пропускают его через себя.

Чтобы подчеркнуть какие-то особенности у тёмных или однотонных предметов, рекомендуется использовать рассеянный свет. В помощь начинающему сразу приведу несколько примеров.

Утро - бодрость, свежесть. Свет и тень , резкие их переходы друг в друга, лучи солнца в утреннем тумане - можно творить и творить!

В полдень, когда солнце висит над головой, даже в холодный зимний день можно изобразить Карибское побережье, где сейчас +35 по Цельсию.

Вечером цвета размываются, переходят в полутона. Очень много естественных оттенков жёлтого и голубого. Прозрачные тени, постоянно меняющие свои формы. Практически идеальное время для создания эффектного шедевра!

Ночь. Здесь есть немало своих хитростей и тонкостей! Если ты используешь навороченную современную фотокамеру, то проблемы с освещением можно решить за счёт вспышки . Но ведь так неинтересно - ведь мы решили ТВОРИТЬ! Поэтому запоминаем, какие ходы могут нам помочь: свет луны; блики, отбрасываемые костром; бенгальские огни и фейерверк. Даже банальная спичка ночью способна творить чудеса своим светом!

Кстати, раз уж затронули эту тему, то несколько слов по поводу вспышки. Вспышка - вот наше всё при портретных съёмках ! Также с её помощью можно «поковыряться» в тенях, уменьшить их. Искусственный свет вспышки очень хорош для использования в фотографиях стиля «Action» - резкие, быстрые контуры и очертания объектов в движении.

И, для начала, не забываем определиться, какой снимок нам нужен: контрастный либо спокойный. Первый вариант довольно простой - выбираем основной тон нашего изображения с ярким пятном (например, яркий, красочный пояс на человеке) и жмём на спуск фотокамеры. Для спокойного снимка с цветами предметов обращаемся осторожнее, не используем «кричащие». Приветствуется применение затененного светофильтра. И не забудьте - прежде чем нажимать на кнопку спуска затвора, ещё раз проверьте выставленный режим съемки . Лишним не будет!

«Так, а чем там закончилась вся эпопея с яблоком?» - спросите вы. Мне нельзя отвечать вам напрямую. Но намекнуть могу - вы логотип компании Apple видели? ;)

Прочитано 4581 раз

Текст урока

Начиная с этого урока, мы будем изучать жанры фотографии и их особенности. Первым будет натюрморт - интереснейший жанр, посвящённый изображению неодушевлённых предметов. Плюс натюрморта в том, что фотографировать его можно везде, даже дома. Да вы, наверное, не раз это делали, снимая цветы, книги или шашлыки на природе. Просто теперь мы разберёмся, как сделать такие снимки художественными.

Но сначала будет небольшое вступление про тему, которая важна для любого жанра - свет и его влияние на выразительность фотографии. Изучать его можно на примере любого жанра, просто в сочетании с натюрмортом это получится наиболее понятно и эффективно.

Свет. Светотеневой рисунок.

Фраза про то, что фотография - это светопись, уже порядком набила оскомину. Однако свет действительно имеет важнейшее значение! Только он интересует фотографов не как физическое явление, а как создатель светотеневого рисунка - сочетание освещённых и затенённых областей на объектах, если просто. Он важен для фотографии тем, что создает эффект трёхмерности, при том, что сама фотография является, по сути, двумерной. Убедиться в этом можно, если вспомнить, как учат детей рисованию. Сначала они рисуют простую фигуру, например квадрат:

Эта фигура, как видите, получается плоской. Чтобы она смотрелась объёмнее, дорисовываются грани.


Объёмнее смотрится? Безусловно. Но всё равно остаётся ощущение неестественности. А теперь добавляем тени, как будто на фигуру под углом падает свет.


Теперь объект смотрится действительно объёмно и максимально полно. Вот и в фотографии то же самое, просто светотеневой рисунок не наносится на холст или бумагу, а формируется с помощью расположения объекта съёмки относительно источника света.

Ещё один момент, который нужно понимать, это составляющие светотеневого рисунка. Их хорошо видно на этой иллюстрации:


Не обязательно, чтобы все они присутствовали на фотографии: например, теней может и не быть, но тогда обязательно должны присутствовать полутени. Так же могут отсутствовать рефлекс и падающая тень. Но большая часть составляющих светотени должны присутствовать, иначе снимок будет смотреться неестественно, не объёмно.

Как вы можете видеть сами, тут есть блики на вазе, светлые тона на цветах, полутени на всех объектах и тени на фоне.


Наличие тех или иных составляющих светотеневого рисунка, его характер зависит от того, под каким углом падает свет. Самый простой и очевидный вариант - расположить объекты так, чтобы получилось 45 градусов к оси съёмки. Это первый вариант, который стоит пробовать, подойдёт в большинстве случаев.


Впрочем, единого рецепта тут нет, всё зависит от сюжета, объекта съёмки, его формы, особенностей рельефа. Если менять угол падения света, то и объект будет восприниматься по-другому, поэтому с расположением источника света можно и нужно экспериментировать. Например, стоит попробовать расположить источник света, чтобы тот падал под углом 90 градусов к оси съёмки.


Или вообще за объектом: в этом случае теряется объёмность, но это оправдывается получением силуэта.


Свет, идущий сверху, это тоже один из вариантов.


Наверняка у вас появился вопрос, а как же выбрать угол падения света? Единого алгоритма тут нет, принимать решение предстоит каждый раз и оценить удачность или неудачность придётся визуально, то есть просто смотреть - хорошо получилось или плохо, сравнивать разные варианты, выбирать сначала на уровне «нравится или не нравится». А со временем вы уже начнёте при взгляде на объект понимать, как его лучше осветить, чтобы добиться того или иного сюжета.

Свет как настроение

В предыдущем уроке вы узнали, что цвет может влиять на настроение фотографии. Однако это может делать и свет. Для начала немного теории о видах светотеневого рисунка. По количеству полутонов (то есть области перехода из света в тень) он бывает мягкий и жёсткий.

При жёстком свете полутеней практически нет, граница между светом и тенью резкая


При мягком - свет плавно переходит в тень, полутени занимают достаточно большую площадь.

Жёсткость света зависит от нескольких факторов:

  1. Чем больше источник света относительно объекта съёмки, тем мягче получится свет.
  2. Чем дальше объект находится от источника, тем свет жёстче.

Кроме того, свет можно разделить по разнице экспозиции между светом и тенью: чем она больше, тем свет считается контрастнее.

Контрастный свет


Неконтрастный свет


Контрастным свет будет, если он напрямую воздействует на объект. При отражении, рассеивании (облачным небом или даже листом бумаги перед источником света) контрастность будет падать.

А теперь попытаемся понять, можно ли типом света влиять на настроение на фотографии. Безусловно! Например, если вы хотите создать лёгкий, романтичный снимок, то вам понадобится мягкий неконтрастный свет.

Если в кадре преобладают светлые тона, то получается так называемый «высокий ключ»


Если же вам нужен драматизм, даже депрессивность, то тут пригодится жёсткий контрастный свет в сочетании с преобладанием тёмных тонов.

Такая техника съёмки называется «низкий ключ»


Контрастные тени можно использовать и для создания достаточно позитивных кадров, но тогда уже есть требования к цветам, которые должны быть яркими.


Принципы работы со светом, которые описаны в этом уроке, применимы не только к натюрморту, но и к остальным жанрам фотографии. Поэтому эти знания пригодятся вам и дальше, причём не раз. Ну а теперь, когда мы разобрались с этой важной темой, переходим к особенностям съёмки натюрморта.

Выбор сюжета и подбор объектов

Как вы уже знаете из предыдущего урока, фотография рождается из образа, который возник в голове. То есть сначала вы должны придумать, что хотите снять, что показать, какую историю рассказать зрителю. Отправной точкой может стать какой-то сюжетный образ, например, «завтрак», религиозная тематика, фруктовый натюрморт. И уже под эту тему подбираются объекты.


Кроме того, можно отталкиваться от какого-то конкретного объекта, который захотелось сфотографировать. И под него подбираются другие элементы, фон, свет и так далее.


Сюжетом может стать и абстракция, сочетание форм и цветов.

При этом объекты всё равно должны быть гармоничны.


Ещё одним способом сделать натюрморт интересным является одушевление неодушевлённых предметов. Причём выбор их может быть весьма неожиданным.


Это крайне сложно придумать и воплотить, но зато результат будет впечатляющим!


Главный объект в натюрморте играет важную роль, создавая стержень, вокруг которого располагаются остальные элементы. Принципы выделения главного объекта и построения снимка в целом в этом жанре ничем не отличаются от описанных во втором уроке. Тут стоит только упомянуть, что основной элемент не обязательно должен быть вычурным, броским. Простые и лаконичные вещи смотрятся, чаще всего, намного лучше.

Главный объект может быть как единственным на фотографии…


…так и окружённым второстепенными элементами. Важно тут не перегрузить снимок деталями, пусть их будет не очень много.


И важно, чтобы второстепенные элементы формировали сюжет вместе с главным объектом. Не пытайтесь, по крайней мере на первых порах, включить в кадр совершенно разные объекты, так как есть большой риск запутаться самому и запутать зрителя. Да и тема не должна быть слишком общей: можно, конечно, попробовать сделать натюрморт с сюжетом «Времена года», но либо объектов будет много (нужно ведь каждое время раскрыть), либо сюжет будет сложно читаться. Лучше разбить, сделать отдельно летний, осенний, зимний, весенний натюрморты.

Выбор фона

Так как объекты в натюрморте располагаются на ограниченном пространстве, задний план чаще всего делается однородным, чтобы не отвлекать внимание и не перегружать фотографию деталями.


Выбор фона, опять-таки, зависит от того, что именно вы снимаете, какой сюжет. Например, дерево даёт тёплые, домашние нотки.


Мешковина позволит зрителю предположить, что сюжет связан с деревенской жизнью. Или ею можно подчеркнуть винтажный сюжет со старинными объектами.


А изысканная ткань добавит аристократизма.


Интересно смотрится использование стеклянных поверхностей, которые позволят получить на фотографии симметрию.


Часто используют в качестве фона экраны ноутбуков и компьютеров с какой-то заставкой - это подойдёт для современных и технологичных объектов съёмки.

Как видите, совершенно необязательно покупать студийные бумажные фоны. Хотя и с ними можно фотографировать, просто это не каждому натюрморту подойдёт. Тут ведь важно, чтобы снимок получился живым, естественным. Выхолощенность, «стерильность» фона тоже должна быть уместной.


Ну и в завершении этой части урока хочется сказать, что фоном может стать и интерьер.


Более того, не обязательно снимать натюрморт только дома, можно выйти на улицу, чтобы найти место съёмки там - тут всё зависит только от вашей фантазии.

Источники света

Можно подумать, что продвинутые фотографы снимают исключительно со вспышками, но это на самом деле не так. Да, импульсный свет удобен, так как фотограф не зависит от условий, может создать нужные эффекты в любое время, но при этом покупка вспышек и различных аксессуаров достаточно затратна.

Вспышка находилась справа и использовалась не только, чтобы осветить объекты, но и заморозить всплеск молока.


В качестве источника света можно использовать окно, располагая место для съёмки рядом с ним. Регулировать интенсивность и контрастность света можно с помощью штор или просто перекрывая свет из него рукодельной ширмой (элементарно - лист фанеры).


Кроме того, для съёмки натюрморта подойдут фонарики, лампы, торшеры и прочие светильники. Причём они могут как просто освещать сцену, так и быть включены в сюжет.

Отдельно можно упомянуть свечи, которые часто используют в натюрморте. Только тут важно учитывать, что они дают достаточно контрастный свет, поэтому стоит следить, чтобы неосвещённые стороны объектов не сливались с фоном - это не всегда уместно и из-за этого теряется объём. Лучше сбоку ещё чем-то подсветить, чтобы этого избежать.

Тут стоит помнить, что разные источники света могут иметь разную температуру, то есть давать разный оттенок, и это может быть не просто заметно, но и разрушит атмосферу снимка.

Технические особенности натюрморта

Настройки и штатив

Натюрморты часто снимаются на закрытых диафрагмах (хотя это не правило, всё зависит от ситуации). К тому же, если не использовать вспышки, источники света достаточно слабые. В этой ситуации лучше не повышать светочувствительность (её значения будут достаточно экстремальные и приведут к появлению сильных шумов), а закрепить камеру. Можно, конечно, просто ставить на твёрдую поверхность и использовать задержку спуска затвора (чтобы фотоаппарат не шатался от нажатия на кнопку), но удобнее всё-таки использовать штатив. В отличие от пейзажа подойдёт самый простой и недорогой, так как особых требований или сложностей при съёмке натюрморта нет.

Минимальная дистанция фокусировки

Каждый объектив обладает этой характеристикой, которая означает, что минимальное расстояние от камеры до объекта съёмки, на котором фотоаппарат сможет навести резкость. У обычных объективов она составляет от 20 см и становится больше при увеличении фокусного расстояния. Точное значение нужно смотреть в спецификациях. Отличаются только макрообъективы, которые могут фокусироваться в считанных сантиметрах. Если у вас нет такого объектива и вы снимаете на обычные «стёкла», то этот момент нужно учитывать.

Чтобы понять как изобразить объем, начинающих учат рисовать геометрические фигуры. Но как передать свет и тень на более сложных формах? Например в портрете? Рассмотрим законы светотени на примере рисунков различных объектов, в том числе рисунке головы человека.

Сначала немного теории

Мы видим окружающий мир благодаря тому, что свет отражается от поверхностей с разной силой. Поэтому мы воспринимаем предметы объемными. Чтобы передать иллюзию объема на плоскости, нужно научиться изображать светотень, которая состоит из:

  1. Блик;
  2. Свет;
  3. Полутень;
  4. Собственная тень;
  5. Рефлекс;
  6. Падающая тень.

На примере рисунка шара, куба и головы человека Вы можете увидеть где находятся перечисленные области светотени. Но теперь подробнее о каждой.

  1. Бликом называется самая светлая часть, которая является отражением яркого света: лампы, солнца и т. д. Блик хорошо заметен на глянцевых (блестящих) поверхностях и практически не виден на матовых.
  2. Свет — как видно из названия, это освещённая часть предмета.
  3. Далее следует промежуточная область между светом и тенью — полутень .
  4. Собственная тень — это самая темная часть предмета.
  5. В конце перечисленных зон будет располагаться рефлекс . Слово «рефлекс» — происходит от лат. reflexus, что означает отражение. Т. е. в нашем случае рефлекс — это отраженный свет в теневой части предмета. Отражается он от всего, что окружает предмет с теневой стороны: от стола, потолка, стен, драпировок и т.п.. Область рефлекса всегда чуть светлее тени, но темнее полутени.
  6. Падающая тень — это тень отбрасываемая предметом на то, что его окружает, например, на плоскость стола или стены. Чем ближе тень к предмету, от которого она образуется, тем более темной она будет. Чем дальше от предмета — тем она светлее.

Кроме описанной последовательности, есть ещё одна закономерность. На схематичном рисунке видно, что если провести перпендикуляр к направлению света, то он совпадет с самыми темными местами предмета. Т. е. тень будет располагаться перпендикулярно свету, а рефлекс будет находиться на противоположной блику стороне.

Форма границы между светом и тенью

Следующее, на что нужно обратить внимание — это на границу света и тени. На разных предметах она приобретает разную форму. Посмотрите на рисунки шара, цилиндра, куба, вазы, и на рисунок головы человека.

Конечно, граница между тенью и светом чаще всего размытая. Четкой она станет только при ярком направленном свете, например, при свете электрической лампы. Но начинающим художникам следует научиться видеть эту условную линию, тот рисунок, который она образует. Эта линия везде разная и постоянно меняется в зависимости от изменения характера освещения.

На рисунке шара видно, что линия границы имеет изгиб, т. е. похожа на овальную форму. На цилиндре — она прямая, параллельная сторонам цилиндра. На кубе — граница совпадает с ребром куба. А вот на вазе, граница между светом и тенью представляет собой уже извилистую линию. Ну, а в портрете эта линия приобретает сложную, замысловатую форму. Граница света и тени здесь зависит и от характера освещения, и от формы головы человека, черт лица и анатомических особенностей. В данном рисунке она проходит по краю лобной кости, по скуловой кости, и далее вниз, к нижней челюсти. В рисунке головы человека очень важно различать светотень на всей голове в целом и светотень на каждом отдельном участке лица, например, на щеках, губах, на носу, подбородке и т. д. Начинающим художникам следует приучить себя видеть рисунок, который образует граница между светом и тенью. Например, особенно причудливый характер она приобретает в природных формах. Одно дело — рисовать простые геометрические фигуры, и совсем другое — стволы деревьев, листву, рельеф каменистого берега, лепестки цветов, траву… Чтобы научиться передавать объем или светотень на таких сложных объектах, сначала учатся на простом. Далее, усложняют задачу. Например, начинают с рисунка цилиндра, а с приобретением уверенности можно порисовать складки на тканях. Потом — натюрморты. Ну, а дальше, и пейзажем можно заняться или портретом.

Направленный и рассеянный свет

Чтобы легче было разобраться в вышеизложенных аспектах, можно поэкспериментировать со светом от настольной лампы. Она дает яркий и резкий свет, при котором хорошо видны рефлексы, тени… Попробуйте подсветить какой-либо предмет сначала с одной стороны, а потом — с другой. Попробуйте поменять направление света, приблизить или удалить лампу. Это поможет Вам наглядно увидеть все тонкости обсуждаемой темы.

В изобразительном искусстве есть прием, который получил название «кьяроскуро». Его суть заключается в противопоставлении света и тени. Известным художником, активно использовавшим кьяроскуро был Караваджо. На его полотнах хорошо виден этот прием. При искусственной подсветке создаётся среда, в которой свет становится очень ярким, а тень очень темной. Это даёт тоновой контраст и делает живопись насыщенной и резкой. При таком освещении хорошо видны все нюансы светотени и начинающим будет проще научиться передавать объем. При рассеянном дневном свете (когда облачно) тени не так сильно выражены как в солнечную погоду (или при свете лампы). Поэтому в процессе обучения лучше использовать искусственную подсветку с одним источником света. При нескольких источниках, ситуация усложняется и в постановке можно наблюдать несколько падающих теней, а вышеизложенная последовательность — свет-полутень-тень-рефлекс — может быть изменена.

Итак, чем же на практике отличается рисунок, когда используется направленный или рассеянный свет? На иллюстрации видно, что при яркой подсветке полутень становится уже, и будет выглядеть менее выраженной. Граница между светом и тенью хорошо заметна. А падающая тень имеет четкие края и выглядит более темной. При рассеянном свете — все с точностью до наоборот. Полутень шире, тень мягче, а падающая тень не имеет четкого контура — ее граница становится размытой.

Все эти особенности светотени будут заметны не только при электрическом свете или его отсутствии. Когда в ясный день светит солнце, свет будет четко направленным и резким. Когда облачная погода — он будет рассеянным. Соответственно это скажется на светотени деревьев, ландшафта или даже интерьера комнаты, освещенной светом из окна.

Заключение

Можно еще долго продолжать обсуждение данной темы. Но лучше всего наблюдать своими глазами за реальным миром. Как освещены объекты? Как меняется светотень и при каких условиях? Задавайте себе эти вопросы и находите ответы, когда наблюдаете за натурой. Нет ничего лучше натуры. Поэтому, помня описанные выше закономерности светотени, наблюдайте, запоминайте, делайте зарисовки с натуры. Тогда Вы сможете уверенно воплотить законы светотени на практике.

Солнечные лучи, летящие со скоростью 300 тыс. километров в секунду и встречающие на своём пути Землю способны творить чудеса, достойные руки известного художника. Часть из этих чудес мы видим настолько часто, что перестаём их замечать, а другая часть этих удивительных явлений неживой природы повергает в изумление случайных очевидцев, которые готовы свалить всё на проделки НЛО или приведений.



Источник:

Редкое атмосферное явление ещё известное как «огненная радуга» возникает при преломлении горизонтальных солнечных лучей восходящего или заходящего солнца через горизонтально расположенные кристаллики льда облаков. В результате получается своего рода стена, окрашенная в разные цвета радуги. Фото сделано в небе Вашингтона в 2006 году.

Призрак Броккена, Германия

Источник:

Это явление наблюдается туманным утром. Радужный солнечный диск появляется напротив солнца, в результате отражения солнечных лучей от капелек воды тумана. Любопытная треугольная тень, разрывающая радужный диск отражённых солнечных лучей не что иное как проекция верхней поверхности облаков.

Перевёрнута радуга

Источник:

Такая необычная радуга появляется тоже в результате преломлении солнечных лучей сквозь кристаллики льда, находящиеся только в определённых частях облаков.


Источник:

Фото сделано на мосту золотые ворота в Сан-Франциско. Небольшой размер воздушных капель воды делает невозможным разложение солнечных лучей на спектры цветов, поэтому радуга только белого цвета.

Источник:

Это фото сделано в Китае. Явление схоже с «призраком Броккена». Солнечные лучи отражаются от атмосферных капелек воды над морем, тень посреди радужного круга из отражённых лучей – это тень самолёта.

Ореол

Источник:

Солнечные лучи отражаются от кристалликов льда, расположенных под углом 22° по отношению к Солнцу в высотных облаках. Различное положение кристалликов льда может вызывать модификации ореола. В морозные дни может наблюдаться эффект «алмазная пыль», в этом случае солнечные лучи многократно отражаются от кристалликов льда.

Лучи заходящего солнца под прямым углом «натыкаются» на капельки воды облаков. В результате дифракции (огибание солнечными лучами капелек воды) и интерференции солнечных лучей (разложение солнечных лучей на спектры), как в Photoshop, фигура облака заливается градиентной заливкой.


Источник:

Появление на небе радуги может вызвать не только Солнце, но и Луна. Лунная радуга, конечно, не такая яркая и насыщенная цветами, как солнечная, но фотоаппарат, выставленный на длинную выдержку, может зафиксировать все семь цветов радуги. Фотография сделана в Йосемитском национальном парке Калифорнии.


Источник:

Вертикально расположенные в холодной атмосфере миллионы кристалликов льда вызывают такое красивое явление.


Источник:

Обычные радуги бывают всевозможных форм, размеров с различными доминирующими цветами. Радуга – это классический пример физического явления интерференции, когда капли дождя или тумана разделяют солнечный свет на спектральные цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый (вспоминается школьная подсказка: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан»).


Источник: Joshua Strang

Северное сияние не что иное, как столкновение в верхних слоях атмосферы солнечных лучей с заряженными частицами газов магнитного поля Земли.


Источник:

Самолётные выхлопы и вихревые потоки на больших высотах превращают частицы льда в воду. Длинные белые полосы высоко в небе не что иное, как капельки воды, находящиеся во взвешенном состоянии.

След ракетных выхлопов

Источник:

След от ракеты минотавр, выпущенной ВВС США в Калифорнии. Воздушные потоки, дующие на разных высотах с различной скоростью, вызывают искажение следа ракетных выхлопов. Атмосферные капельки воды, растаявших кристалликов льда тоже вызывают разложение солнечного света на различные цвета радуги.


Источник:

Эффект поляризации солнечного света частое атмосферное явление. Падающие на Землю под углом солнечные лучи проходят сквозь «преграду» различной толщины из атмосферных газов. В результате цвет неба выглядит так, как будто кто-то воспользовался градиентной заливкой от светло-голубого до насыщенного синего цвета.


Источник:

Наглядная демонстрация вращения Земли. Это явление незаметно обычным глазом. Чтобы получить такую фотографию необходимо поставить фотоаппарат на длинную выдержку. На снимке только единственная Полярная звезда, расположенная практически над осью Земли, остаётся почти недвижимой.


Источник:

Зодиакальный свет очень часто маскирует лунный свет и искусственный свет городов. В тихую безлунную ночь на природе вероятность того, что вы увидите зодиакальный свет, достаточно высока. Это явление наблюдается в результате отражения солнечных лучей от частиц космической пыли, окружающей Землю.