Сусальное золото как наносить. Золочение. Технологии нанесения сусального золота в реставрации

/ Технология золочения сусальным золотом с использованием средств на масляной основе (на мордан, на микстьен)

Технология золочения сусальным золотом с использованием средств на масляной основе (на мордан, на микстьен)

Поверхность, золоченная этим способом имеет вид полированного металлического золота. Основное преимущество масляного золочения - исключительная стойкость к влаге, благодаря чему этот способ активно используется при наружных позолотных работах, например, для золочения куполов

Какой мордан (микстьен) выбрать?

Существует 3 вида средств для позолоты на масляной основе:

  • средство для позолоты LEFRANC 12 часов
  • средство для позолоты LEFRANC 3 часа
  • средство для позолоты ROLCO (США) 1-1,5 часа

Указанное время - это то время, которое должно пройти между нанесением средства и нанесением золота. Это время может варьироваться в зависимости от климатических условий. Например, при сухом климате можно накладывать золото на 1 или 2 часа раньше срока, указанного на средстве.

Наложение золотого листа также может быть произведено на час позже срока, указанного на средстве для позолоты.

Средство для позолоты LEFRANC 12 часов подходит в основном для больших поверхностей, для внешних работ, в сухих климатических условиях и в местах, где концентрация пыли не очень высока.

Результат, полученный при применении средства для позолоты 12 часов, будет лучше результата при применении средства для позолоты 3 часа (блеск и глубина). Устойчивость средства для позолоты 12 часов будет также выше.

Средства для позолоты ROLCO 1-1,5 часа и LEFRANC 3 часа используется в основном для меньших поверхностей, для внутренних работ и когда обстоятельства не позволяют использовать средство для позолоты 12 часов (влажный климат и значительная концентрация пыли).

Никогда не полируйте агатом золотой лист, наложенный с помощью средства для позолоты. Лаковое покрытие остается эластичным, и камень может порвать золотой лист.

Материалы и инструменты:

  • Сусальное золото в листах или поталь
  • Нож позолотчика
  • Подушка позолотчика
  • Лампензель (Лапка) - плоская беличья кисть
  • Кисть для нанесения мордана
  • Ватный тампон для полировки и разглаживания золота
  • Левкас
  • Шеллак
  • Краска
  • Покрывной лак (при необходимости)

Техника золочения:

Перед нанесением золота необходимо хорошо подготовить поверхность. Хорошая подготовка - залог отличного и качественного золочения.

ПОДГОТОВКА:

Впитывающие поверхности (дерево, гипс, папье-маше):

1. Левкас. На впитывающие поверхности рекомендуется при подготовке поверхности использовать левкас.

Автомобильные грунты хорошо использовать при золочении поталью (имитацией сусального золота) т.к. золочение поталью не очень дорогостоящие работы и использовать трудоемкие подготовительные работы чаще всего не выгодно из-за длительности их проведения.

2. Краска. На тщательно подготовленный Левкас наносится слой краски, например, акриловой. После высыхания краска шлифуется.

3. Шеллак. На краску наносится несколько слоев спиртового раствора шеллака («политура»), примерно в соотношении к десяти частям спирта три части шеллака. Спирт должен быть не менее 96%, иначе раствор будет мутным и при нанесении на поверхность будет сильно матировать поверхность. Каждый слой также шлифуется микронной наждачной бумагой.

4. Мордан. После просушки последнего слоя политуры поверхность покрывают морданом.

При нормально подсохшем лаке фрагмент листка золота прочно и плотно приклеивается, имеет хороший блеск и при сильном притирании тампоном не сходит. При недостаточно просохшем "жирном" клее золото размывается - "тонет", или поверхность его становится матовой, но не равномерно матовой, а пятнами. В случае если золото "купается" т.е. "плавает" необходимо подождать с накладкой золота, т.к. клей еще не достиг рабочего отлипа. Если клей пересох, то золото не приклеивается, сходит. В этом случае золочение следует приостановить и после окончательного высыхания мордана вновь покрыть золотимую поверхность клеем.

Не впитывающие поверхности (металл) : можно сразу наносить жидкость.

НАНЕСЕНИЕ ЗОЛОТА:

  1. Аккуратно переложите лист золота из книжки на специальную подушку, для этого аккуратно переверните открытую книжку на подушку и подождите пока лист золота под собственным весом не "переляжет" на подушку. ВАЖНО: ни в коем случае не берите золото руками, оно сразу же порвется. Позолотные работы надо проводить в закрытом помещении без сквозняков, от легчайшего дуновения золото улетит.
  2. Приготовьте лапку (лампемзель): на тыльной стороне ладони разотрите маленькую каплю крема (можно использовать вазелин), затем всей плоскостью лапки пройдитесь по месту намазанному маслом, как бы стирая масло, при этом следите что бы крема не было очень много.
  3. Аккуратно положите лапку на лист золота, золото должно прилипнуть к лапке.
  4. Возьмите лапку с листом золота и спокойно опустите его на золотимую поверхность, когда золото перейдет на клеевую поверхность, уберите лапку и притрите золото ватным тампоном. ВАЖНО: ватный тампон не должен заходить на проклеенную поверхность, иначе на клеевой поверхности могут остаться кусочки ваты, и их невозможно будет удалить, не нарушив клеевого слоя. Золото на клеевую поверхность наносится внахлест примерно 1-2 мм. Притирать золото надо в противоход наложения листков золота. После того, как вы отзолотили всю поверхность, образовавшиеся трещины, разрывы, недозолоченные места "фликуют", т.е. золотят вновь, для чего намеченные участки промазывают хорошо отжатым (полусухим) ватным тампоном, смоченным морданом, и при появлении отлипа подзолачивают.
  5. После высыхания позолоченную поверхность обрабатывают покрывным лаком (поталь - обязательно, золото - только в том случае, если позолоту будут часто трогать руками (например, на мебели, раме и тп.) в остальных случаях - не рекомендуется, т.к. блеск притухнет). В качестве покрывного лака можно использовать "Политуру" или обычный покрывной лак.

Перед нанесением золотого покрытия вся поверхность, предназначенная для золочения, выравнивается и шлифуется. Затем на нее наклеивается паволока (используется мездровый клей животного происхождения левкас и полимент), а на нее кусочки сусального золота с помощью намагниченной кисти из беличьего хвоста. Далее потребуется вата и специальное оборудование и инструменты, которые разглаживают золотую поверхность до полной однородности. У опытного позолотчика никаких швов и стыков между золотыми листами не видно. Озолоченная поверхность может быть матовой или блестящей - это зависит от вида левкаса. Также ее можно дополнительно украсить эмалью. Долговечны ли такие изделия? Достаточно долговечны - при бережном обращении позолоченные вещи радуют своей красотой десятилетиями.

Несмотря на то, что сусальное золото раскатано в очень тонкие листы, его цена все же много дороже, чем, сусальной меди или серебра. Поэтому иногда применяются имитации сусального золота - потали. Обычно это сплав меди с цинком или алюминия с серебром. Поталь требует иного подхода. Так, после нанесения на поталь нужно наложить защитный лаковый слой, иначе она в скором времени потемнеет. Для наружной отделки поталь не годится, так как имеет малую устойчивость к климатическим условиям. А вот чистому золоту никакие вредные факторы окружающей среды не страшны.

Есть еще один способ сэкономить на сусальном золоте - это золоченая фольга. Она состоит из медной фольги, покрытой никелем и сплавом золота с кобальтом, или алюминиевого листа, с золото-никелевым покрытием. Такие «золотые» листы стоят как минимум в три раза дешевле чистого сусального золота.

Применение сусального золота

Сусальным золотом можно декорировать не только небольшие вещицы вроде шкатулок и пепельниц, но и масштабные сооружения, например, купола, фасадная отделка, скульптуры, статуи и т.п. Лепнина с использованием сусального золота давно уже вошла в моду - зеркала, вазы, рамы для картин…



Ну и конечно, иконы - это, пожалуй, самая популярная область применения сусального золота. Для этого берется золотая фольга с низким процентным содержанием лигатуры - как правило, чистое золото 999 пробы. А вот для внешней отделки можно взять и низкопробное золото.

Сусальное золото применяют даже в кулинарии, ведь оно биологически инертно и не создает острые края. Им декорируют пирожные, эксклюзивные торты, хлопья сусального золота можно увидеть даже в элитном шампанском.

Сусальное золото применяют и в текстильном производстве, ведь сейчас разработаны технологии, позволяющие наносить золото не только на металлическую, а на любую поверхность. Дизайнеры уже оценили преимущество этого материала и добавляют золотые детали в свои работы. Стилисты тоже не отстают - сусальное золото наносят на кожу, ногти, волосы, заставляя их сиять и переливаться благородным блеском.

Реставрация объектов культурного наследия довольно сложный процесс, требующий высокую квалификацию мастеров, производящих работы. Соприкасаясь с историей, и воссоздавая ее утраченные фрагменты, важно сделать так, как было в оригинале. Ничего не испортить и не вносить свои корректировки в ушедшие эпохи. Вместе со всей сложностью - реставрация, ко всему прочему, является очень интересным процессом, объединяющим множество направлений. Сегодня пойдет речь о позолотных работах, в частности о сусальном золочении.


Что такое сусальное золото и преимущества его использования.

Сусальное золото - это тончайшие листы золота высшей пробы, наносящиеся на поверхность реставрируемых или декорируемых изделий. Данный вид позолоты пользуется большой популярностью в реставрации и восстановлении интерьеров и экстерьеров. Классическая и благородная техника золочения сусалью изобретена очень давно. Если быть точным - 1700 лет назад. В наше время данная технология несколько модифицировалась, но не утратила своей популярности и широко используется в отделке интерьеров и реставрации старинных предметов. Данный способ реставрации и декорации является достаточно дорогим, ведь для золочения используется настоящий драгоценный металл.

Из чего изготавливается сусальное золото?

Тончащие листы сусали производят из золота высшей пробы. В зависимости от применения и для придания необходимых свойств и оттенка в сусальное золото могут добавляться различные металлы: серебро, алюминий, медь и другие. Оттенок сусального золота выбирается в зависимости от задумки реставраторов и желания заказчика. Например, для придания красного оттенка используется сплав с медью. Чтобы получить зеленоватый оттенок - применяют сплав с серебром.

Основные достоинства применения сусального золочения:

  • используется настоящее золото;
  • придает изделию или интерьеру дорогой и необыкновенный внешний вид;
  • не окисляется;
  • не тускнеет;
  • не теряет своих свойств с годами.

Оригинал и «золотозаменитель»

В зависимости от стоимости и достигаемого качества используют 2 основных вида сусального золочения:

  1. Дорого и качественно:

Сусальное золото - золото 96-й пробы изготовляется путем ковки и укладывается в книжки по 10 и по 60 листов. Листы очень тонкие и измеряются микронами, поэтому различают сусальное золото по весу книжки. Требует тщательной и правильной обработки поверхности и большого опыта работы позолотчика-реставратора.

2. Дешево и сердито:

Поталь (шумиха) - металлическая фольга или заменитель сусального золота. Изготавливается из недорогих металлов, поэтому стоит дешево. Один лист шумихи в несколько раз толще оригинального сусального золота. Это упрощает работу позолотчика и не требует его высокой квалификации. Книжки по 25-30 листов.

Технологии нанесения сусального золота в реставрации.

В зависимости от материала обрабатываемой поверхности и месте его расположения (интерьер/экстерьер) используют три основных метода золочения:

  1. Масляное,
  2. Клеевое,
  3. Полиментное.

Масляное золочение. Используется для реставрации и восстановления предметов, подверженных атмосферному влиянию. Это церковные купола, решетки, ограды, кровля, Требования к материалу: металл, гипс, папье-маше, дерево, стекло, фарфор.

Технология масляного золочения:

Первым делом очищают рисунок и подготавливают поверхность, шпаклюя дефекты в виде впадин, щелей, трещин и царапин. После тщательного высыхания, зачищают шпаклевку. Далее, в зависимости от зернистости и пористости поверхности, наносят несколько слоев грунта, минимум три слоя. Грунт возможно подкрасить разными цветами, для придания нужного оттенка позолоты. Когда грунт высох, его обрабатывают наждачной бумагой и очищают рисунок. Следующий этап - 6 до 10 слоев лака, со шлифовкой наждачкой после каждых 2-х или 3-х слоев. Далее следует полировка поверхности до блеска и покрытие масляным лаком. Последний этап - покрытие сусальным золотом или поталью реставрируемой поверхности.

Использование технологии масляного золочения позволяет получить разные виды позолоты - матовое, матовое бархатистое, под зерно и глянцевое золочение.



Клеевое золочение.
Используется при реставрации интерьера и предметов интерьера, преимущественно для золочения деревянных изделий. Также клеевое золочение используется для реставрации гипса, папье-маше.

Технология клеевого золочения:

По аналогии с масляным золочением сначала подготавливают поверхность и очищают рисунок орнамента, заделывая шпаклевкой крупные впадины, щели, трещины, царапины. Далее, на высохшей поверхности зачищают шпаклевку и наносят на нее мездровый клей. После - покрывают левкасом - смесь, состоящая из клея и мела. Наносят около 9 слоев с промежуточной шлифовкой и расчисткой орнамента. Последний слой обрабатывают мелкой наждачной бумагой и полируют. Места золочения смачивают водкой или спиртом, разведенным примерно до 25 градусов, и осторожно накладывают листы сусального золота. Подсохшую поверхность аккуратно обметают мягкой кистью, убирая излишки.При использовании технологии клеевого золочения, золото становится матовое. Однако, применяя другие клеящие составы, можно получить и глянец.


Полиментное золочение.
Используется для реставрации предметов интерьера. Данный метод дороже предыдущих в несколько раз, так как требует дополнительной обработки поверхности и полировки золота. Однако получаемый эффект золочения превосходит все остальные, поскольку золото полируется. Полимент - это специально приготовленный состав, основной компонент которого - мелкозернистая жирная глина темно-красного цвета (болюс).

Технология полиментного золочения :

Повторяет технологию клеевого золочения до этапа нанесения левкаса со шлифовки слоев, далее идут изменения. Последний слой обрабатывают мелкой шкуркой и наносят приготовленный полимент, смешанный с яичным белком (5-б слоев). После полного высыхания полимент полируют щетинной кистью или сукном. Далее, как и в клеевом золочении, места нанесения золота смачивают водкой или спиртом разведенным примерно до 25 градусов и аккуратно накладывают листочки золота. После того, как поверхность немного просохла, золото полируют агатовым зубком или аналогичным по свойствам камнем, после этого золото начинает блестеть.

Задача реставраторов.

Как мы видим, существует несколько технологий реставрации золочения, и их выбор определяется многими факторами. Однако достигаемый эффект зависит не столько от знания мастером технологий, сколько от опыта выполнения такой работы и квалификации. Нашими реставраторами восстановлено большое количество изделий и помещений, требовавших воссоздания позолоты, в том числе - старинных предметов различных исторических эпох.

Существует множество получаемых эффектов позолоты: матовая, с эффектом старения, глянцевая, золочение различными оттенками. Наши реставраторы с точностью воспроизведут эффект золочения, используемый при создании предмета. Поэтому позолота будет выглядеть так же, как в оригинале.

Задача наших реставраторов - не только воссоздать утраченную позолоту, но и сделать следы реставрации незаметными. Задача не из легких. Неаккуратно нанесенное покрытие ухудшает внешний вид изделия, а исправить неправильно сделанное иногда бывает практически невозможно. Поэтому доверять реставрацию позолоты интерьеров/экстерьеров важно только опытным и квалифицированным мастерам.



Кирилл Сысоев

Мозолистые руки не знают скуки!

Известно, что сусальное золото – это тонкий золотой лист, который предназначен для нанесения позолоты на разные изделия для декоративных целей (часто можно увидеть, как используется сусалка на иконах), украшений предметов интерьера, отдельных деталей. Однако нанесение листа нередко бывает и без участия самого золота. Для имитации роскошного металла могут использовать поталь или другие металлические сплавы.

Что такое сусальное золото

С древнерусского, слово «сусала» имеет определение – лицо, скула. Это связано с тем, что ранее сусальное золото использовали для покрытия только лицевой части предмета. Материал можно было заметить на иконах, статуях, других раритетах. Сегодня покрытие сусальным золотом используют для того, чтобы сделать более яркими и богатыми разнообразные детали, украшения, поделки, мебель. Чтобы изготовить такой лист позолоты, мастер должен расковать кусок металла в тонкую проволоку, а уже после ее раскатать в пластину 2-3 мм с лигатурным весом.

Состав

Может варьироваться состав такого материала и зависит от разной специфики производства. Например, в нем, кроме золота, могут быть серебро, медь, палладий, кадмий, цинк, никель. Если же добавлять лигатуру, то есть добавочный металл, то можно добиться разных оттенков и цветов сусальной позолоты. Она может быть желтой, красной, белой, зеленой, оранжевой и бледно-желтой.

Проба

В России этот материал соответствует ГОСТу и должен содержать обязательные компоненты в определенных количествах. Стандартное сусальное покрытие будет всегда 960 пробы. На предприятии его укладывают в специальные книжки между листами особой бумаги. Книжка материала состоит из 60 квадратных листов, которые весят всего несколько г. Руками листы трогать не стоит – они могут просто порваться. Состав сусального покрытия:

  • золото – 96%;
  • серебро – 1%;
  • медь – 1%;
  • прочее – 2%.

Сусальное золото Норис

Немецкая компания по изготовлению сусального покрытия Норис на сегодняшний день входит в рейтинг ведущих производителей. Компания предлагает качественный товар на рынке России, а еще возможность купить золото в интернет-магазине. Рассмотрим самые популярные варианты ниже:

  • Название: чистый палладий Noris.
  • Цена: 2800 рублей.
  • Характеристики: одна книжка содержит 25 листов, размер 80х80 мм.
  • Плюсы: поддается полировке, не подвергается коррозии.
  • Минусы: только для интерьерного золочения.

Если Вы решили декорировать поверхность в интерьере, сделать ее более яркой и привлекательной, как нельзя лучше подойдет сусальное покрытие Noris «Цветовая карта»:

  • Название: сусальное покрытие Noris «Цветовая карта».
  • Цена: 2200 р.
  • Характеристики: покрытие прикреплено к папиросной бумаге; ширина выбирается заказчиком от 3 мм до 110 мм.
  • Плюсы: используется для обработки однотипных длинных поверхностей.
  • Минусы: цветовую карту можно приобрести, только если заказать.

Ровная поверхность хорошо поддается обработке при помощи золотых пластин. А что делать, если предмет не имеет ровных линий и с трудом поддается таким манипуляциям? Выход из положения – золотая пудра:

  • Название: золотая пудра Noris.
  • Цена: 12600 рублей.
  • Характеристики: 23 карат, 2 г; мелкодисперсный порошок пробы 960; продается в банках по 2 или 10 г.
  • Плюсы: отлично подходит для нанесения на неровные поверхности, из него хорошо готовить золотой лак.
  • Минусы: лучше применять только для небольших предметов.

Сусальное золото Русский стандарт

Классическая сусальная позолота, которая имеет ряд своих преимуществ. Например, материал марки Норис «Русский стандарт» ни в коем случае не стирается, не тускнеет и не окисляется. Оно пластично и не теряет своих свойств годами. Если происходит позолота сусальным золотом ровной поверхности, то одной книжечки хватит на 0,5 метра предмета. Что касается лепнины – рекомендуется рассчитать коэффициент сложности работы. Ниже приведено описание материалов:

  • Название: сусальное покрытие от марки Норис «Русский стандарт».
  • Цена: 19300 р.
  • Характеристики: 60 листов 91,5х91,5 мм; 4 г, 23 карат.
  • Плюсы: прочный декоративный материал.
  • Минусы: товар можно приобрести только под заказ.

Еще один неплохой материал от торговой марки Норис «Русский Стандарт», отличается качеством и удивительно высокой прочностью. Из минусов – подходит только для ровных поверхностей:

  • Название: сусальный материал марки Норис «Русский стандарт».
  • Цена: 9550 р.
  • Характеристики: 23 г, 2 карат.
  • Плюсы: надежный поталь, который рекомендуется использовать для помещений храмов или декорирования икон.
  • Минусы: тонкий материал, легко можно испортить.

Не менее популярной является трансферная позолота «Русский Стандарт», основное назначение которой – покрытие ровных поверхностей. Для неровных она категорически не подходит:

  • Название: трансферная позолота «Русский стандарт».
  • Цена: 3400 рублей.
  • Характеристики: 23 карат, 25 листов толщиной по 1,25 мм.
  • Плюсы: подходит для больших ровных поверхностей: потолков, стен; можно разрезать ножницами.
  • Минусы: не подходит для маленьких или неровных предметов.

Сусальное золото Раритет

ТМ Раритетъ, в отличие от предыдущих вариантов, хорошо подходит для работ с росписью, а также декорирования мелких деталей, предметов интерьера. Рассмотрим три варианта, которые предлагает производитель:

  • Название: золото творение от марки Раритетъ.
  • Цена: 1 г – 5100 р.
  • Характеристики: золотой металлический порошок, подходит для росписи икон и картин.
  • Плюсы: ложится штрихами на картине.
  • Минусы: только для мелких работ или росписи книг, картин, икон.

Хорошим вариантом для работ является цветная сусальная позолота. Найти ее сложнее, чем простую, стоимость материала тоже немаленькая:

  • Название: сусальная позолота цветная от марки Раритетъ.
  • Цена: стоимость уточняется напрямую у компании производителя.
  • Характеристики: отражающий эффект создает невероятный блеск, предназначено для внешних и внутренних работ.
  • Плюсы: стойкое к атмосферным явлениям и погодным условиям.
  • Минусы: золото можно купить только под заказ

Если нужно покрыть большую поверхность, лучшим вариантом будет трансферная позолота, выгодная стоимость которой делает возможным декорирование объемных предметов:

  • Название: трансферная позолота от марки Раритетъ.
  • Цена: стоимость уточняется напрямую у компании-производителя.
  • Характеристики: с трансферным золотом работать намного легче – оно подойдет даже для новичков в деле обработки и декорирования.
  • Плюсы: подходит как для больших объемов работы, так и для маленьких.
  • Минусы: больше подходит для ровной поверхности.

Сусальное золото Black Schmidt

Компания Black Schmidt начала свое производство материала в 2013 году. Производитель придерживается высоких стандартов в технологии изготовления золота и предоставляет широкий выбор товара, который можно использовать для масштабных объектов и маленьких предметов:

  • Название: покрытие для внутренних работ.
  • Цена: за 1,10 г – 6000 р.
  • Характеристики: подходит для обработки больших и малых декоративных работ.
  • Плюсы: можно использовать для оформления внутренних помещений храма, обработки куполов.
  • Минусы: нет.

Подобрать хорошее покрытие для внешних работ не так уж просто, но Black Schmidt предлагает и тут отличный вариант. Золото для внешних работ этой ТМ отличается высоким качеством и прочностью:

  • Название: золото для внешних работ.
  • Цена: от 6000 р.
  • Характеристики: вес от 1,80 до 4 грамм, можно заказать цветной вариант в таких оттенках: лунный, белый, красный, зеленый.
  • Плюсы: хорошо ложится на поверхность, устойчивое к природным условиям.
  • Минусы: рекомендуется использовать только специалистам, а новичкам для работы желательно применять другое сусальное покрытие.

Как выбрать сусальное золото

У разных производителей сусальное золочение особо не отличается, но некоторые виды материала подходят больше для внешних работ (оформления наружных помещений), а другие для оформления интерьеров, деталей, мебели. Рекомендуется не заниматься отделкой поверхностей с помощью сусального покрытия, если вы не проходили обучения. Техника нанесения должна быть четкой и правильной, чтобы результат мог порадовать. Вот некоторые рекомендации:

  • Если стоит вопрос покрытия сусальным материалом мелких и неровных поверхностей, то желательно присмотреться к марке Норис. Эта компания предлагает золотой порошок. С помощью распылителя порошок покрывает все складочки и мелкие части поверхности.
  • Для оформления масштабных работ, покраски куполов храма лучше приобрести сусальную позолоту Раритетъ. Она устойчива к погодным изменениям, разным повреждениям. Материал невероятно надежный и прочный, а использовать его легко. К тому же, марка предлагает акции и выгодные условия для заказчика, который приобретает продукцию оптом или в большом количестве.
  • Сусалка Русского стандарта отличается особой популярностью и востребованностью. Марка предоставляет огромный выбор материала. Вы сможете заказать не только позолоту, но и серебро, палладий. Сусалка будет отличным вариантом поталя. Ей можно окрашивать рамки икон, которые сделаны из дерева, или оформлять картины. При покупке метра материала или рулона, компания обязательно предоставит скидку.

Видео: золочение сусальным золотом

Золото - это уникальный материал, который подарила человеку природа. Золото является одновременно минералом, химическим элементом и благородным металлом.

Позолота или золочение, серебрение - нанесение на предмет тонкого слоя золота или серебра (от долей мкм до неск. мкм) в декоративных, защитных или защитно-декоративных целях.

Техники золочения

Огневое золочение или ртутное золочение

Считается наиболее древней техникой золочения. На Руси этот способ носил название жжёного злата. Широко использовалось на Руси с IX века. Способ представляет собой прокаливание растворённого в ртути высокопробного золота (амальгамы) до полного испарения ртути. Этот способ позволяет золоту прочно соединиться с покрываемым металлом. Обычно такая позолота держится более 100 лет.

Эта технология была широко распространена в архитектуре, способ применялся при наружных позолотных работах – золочение куполов, фонтанов, мостовых и балконных решеток. Наиболее известное: позолота куполов Исаакиевского собора Санкт-Петербурга (1838-1841) и шпиль колокольни Петропавловского собора в Санкт-Петербурге был вызолочен огневым способом в 1735 и 1744 году.

Ещё одним из направлений использования огневого золочения являлась одноимённая техника иконописи на металле. Одним из самых известных памятников этой техники являются Златые врата Рождественского собора в Суздале.

Золочение этим способом даёт высокую коррозионную стойкость, но при этом он обладает очень высокой токсичностью.

Золочение, серебрение на масляной основе

Также на мордан, на микстьен, на отлип - применяется для золочения и серебрения металлических поверхностей (чугунные и кованные ограждения, купола, свинцовых фигур), гипсовых и каменных поверхностей, а также для интерьерного золочения. Сегодня золочение на мордан – наиболее применяемый способ. Используется как в интерьерных, так и экстерьерных работах. Золочение морданным способом придает поверхности эффект бархатистости и матовости.

Позолота на "гульфарбу"

Применяется на всех грунтах по дереву, по полотну, стеклу и металлу. Гульфарба составляется из лака-мордана с примесью небольшого количества оранжевого крона, растёртого на льняном масле. Крон к лаку примешивается как подкладка под золото, чтобы оно имело более сильный и глубокий тон. Место для позолоты тщательно подготовляется, так чтобы поверхность, на которую будет накладываться золото, была ровная и чистая. Дальше эти места прокрашиваются кистью жирным слоем гульфарбы и затем просушиваются. Надо довести просушку гульфарбы до небольшого отлипа, тогда золото будет хорошо к ней приставать и будет иметь хороший блеск. Золото накладывается на гульфарбу лампемзелем, который поверх веерка слегка прижимается ватой. Полируют его не агатом, как позолоту на полимент, а слегка прижимая «притамповывая» и протирая тампоном ваты.

Золочение, серебрение на глиняной основе

Также на полимент - применяется для золочения и серебрения деревянных поверхностей (иконы, рамы) и только для интерьерного золочения. Это самый трудоемкий, длительный и дорогой вид золочения на всех его этапах. Его используют только высококвалифицированные мастера. Золочение на полимент применяют при отделке и реставрации мебели, картин, других предметов интерьера, а также сложных лепных украшений. Этот метод широко распространен в иконописи. Полимент составляют из разведённых в воде и растёртых сиены жжёной, охры и мумии. Засушенная смесь перед позолотой размачивался и разводился на томлёном яичном белке. С конца XVI в. таким составом покрывали левкас (грунт) под позолоту. В XVII в. полимент приготовляли из красной глины - болюса, мыла, воска, китового жира и яичного белка. Для того чтобы полимент имел сильный красно-коричневый тон, им прокрашивают по одному месту два-три раза. После просушки, когда полимент делается матовым, его стирают чистой суконкой, чтобы полиментная подготовка стала чистой, ровной и блестящей. Затем место, на которое будет накладываться золото или серебро, кистью смачивается сорокаградусной водкой, наполовину разбавленной водой. Золочение на полимент дает наибольший художественный эффект: вызолоченная поверхность имеет блеск настоящего литого золота с глянцевым эффектом.

Водно-синтетическое золочение

Золочение с использованием средств на водной основе. Применяется для золочения и серебрения деревянных, гипсовых, металлических, полиуретановых и каменных поверхностях, в основном для интерьерного золочения. Используя материалы этой системы можно быстро получить необходимый «отлип», а также, при необходимости, восстановить его с помощью специального активатора. Поверхность после применения синтетических материалов приобретает отличное глянцевое покрытие, не требуя дополнительной полировки зубками.

"Чесночное" золочение

Один из древних русских способов золочения называется «чесночным». Из долек свежего чеснока механическим путем получают сок. Для удобства нанесения на него золота сок может быть разбавлен дистиллированной водой. Сок наносят мягкой кистью на подготовленную поверхность ровным слоем, когда он высохнет, его полируют. Просохший и отполированный слой увлажняют дыханием до появления отлипа. Затем сусальное золото переносят на поверхность и прижимают тампоном. Поверхность при таком золочении приобретает необычный блеск.

Материалы для золочения

Сусальное золото


Сусальное золото и серебро (сусаль) - тончайшие листы чистого золота, серебра (около 0.1-0.25 микрона) наклеиваемые на изделие в декоративных целях. Использование сусального золота, серебра - это единственный практичный метод позолоты и серебрения разнообразных предметов, особенно масштабных объектов вроде куполов или статуй. По мере развития архитектуры и художественного искусства мастера всегда применяли сусальное золото как особый вид декора. и мебели сусальным золотом, серебром, использовалось мастерами-позолотчиками при оформлении императорских дворцов и особняков. Этот метод остаётся популярным и сейчас, поскольку отдаёт в руки мастеру полный контроль над процессом золочения. Золочение сусальным золотом являлось неотъемлемой частью иконописи на протяжении всего ее многовекового существования. Начиная с первых икон, мастера использовали все основные приемы золочения. Настенная роспись в храмах сочеталась с золочением, также применялось золочение и роспись мебели, золочение и роспись лепнины в домах аристократии. От выбранной техники нанесения сусального золота, серебра зависит блеск поверхности, ее долговечность, а также сама процедура золочения и набор материалов. Однако любой метод золочения требует огромного мастерства в выполнении каждой операции. Искусные детали рождаются после тщательнейшей работы мастера-позолотчика и могут служить десятилетиями.

Чтобы изготовить 100 грамм сусального золота, нужно переплавить более 200г. золота, выход чистого продукта - всего 45%. Стоимость этого материала очень высокая. Именно поэтому применение сусального золота и серебра зачастую нецелесообразно.Тем более, что вместо этого дорогостоящего материала можно использовать его имитацию - поталь.

Поталь


Поталь - это материал, имитирующий сусальное золото, серебро, но не содержащий в своём составе драгоценных металлов. Поталь – фольга из сплава металлов, а именно меди и цинка (цвет золото) или цинка, мельхиора, нейзильбера с алюминием (цвет серебро), имитирует настоящее сусальное золото и серебро, выглядит также дорого и эффектно. Основные цвета потали - золото, серебро, медь и бронза. Золото бывает трех оттенков: #2, #2.5, #3. Также существуют различные оксиды потали: золотые, серебряные, медные и бронзовые. Поталь используют для украшения как самого помещения, так и элементов мебели и декора. Золочение и серебрение поталью используют итальянцы при декорировании мебели. При декоре лепнины используется золочение поталью, в сочетании с росписью и патинированием лепнины.

Золочение твореным золотом


Золочение твореным золотом часто встречается на мелких антикварных предметах, особенно росписи. Метод этот необходим при реставрации миниатюр измельченного рисунка, широко применяется в иконописи. Мастера-позолотчики выполняют золочение твореным золотом на полименте, но операции несколько отличаются от обычного клеевого золочения. Перед полиментовкой готовят раствор на желатиновом клее. А на покрытую полиментом поверхность накладывают бронзовую пудру под цвет золота и дают высохнуть. После с помощью беличьей кисти покрывают поверхность смесью гуммиарабика и золотой пудры. Обработанные таким образом предметы приобретают мягкую, нежную поверхность, отсвечивающую золотом.

Бронзирование


Бронзирование детали – означает покрытие поверхности особым металлическим порошком – бронзовой пудрой. Это решение чаще осуществляется морданным способом, а также с помощью других лаков. Когда при выполнении работ появляется необходимый «отлип», мягкой кистью наносится бронзовый порошок, который хорошо пристает к липкой поверхности.

Жидкий металл

Жидкие металлы становятся все более популярными на современном рынке благодаря высокому качеству покрытий, которое они обеспечивают проектам. Это принципиально новая технология покрытия любой твердой поверхности натуральным металлом. Жидкий металл является твердым металлическим покрытием на 95% состоящим из металлического порошка. Металлический порошок и полимерное связующее объединяются во время химической реакции для получения металлического композита, холодного жидкого металла. После отверждения продукт обладает всеми характеристиками литой металлической детали, включая текстуру, блеск, теплопроводность, магнитные свойства, эффекты старения и окисления.

Золочение, серебрение, сегодня эта услуга является одной из самых востребованных, причем это касается не только гипсовой лепнины и мебели, но и многих других вещей, окружающих нас.

Современное покрытие позолотой или серебром - технологичный и трудоемкий процесс, который непрерывно совершенствуется для достижения лучшего результата. Процесс требует профессиональных навыков специалистов, поскольку технология очень сложна и состоит из нескольких сложных этапов. Здесь практически не допускаются ошибки, ведь используемые в работе материалы весьма дороги и требуют безупречный результат с первого раза.

Стоимость каждого заказа согласуется индивидуально с клиентом после осуществления замеров изделия и определения сложности нанесения покрытия.