Штативная головка своими руками чертежи. Держатель вспышки.Дешевая панорамная головка. Наиболее быстрое и оптимальное решение


Собираясь в очередное путешествие, не взял с собой фото аксессуары из-за лишнего веса багажа. И конечно же эти незаменимые железки понадобились на отдыхе в первые же дни.

Когда вернулся домой, сразу же взялся за дело, чтобы в следующий раз быть во всеоружии. И мне таки удалось изготовить очень простую штативную головку, штативом для которой служит стандартная пластиковая бутылка. В зависимости от выбора формы бутылки, данную головку можно использовать не только для фото-видеосъёмки, но и для пересъёмки документов.


На головку можно устанавливать, не только телефон, но и компактную камеру. Причём для установки вовсе необязательно наличие штативного гнезда.



Для этой головки так же был изготовлен механизм панорамирования, который бывает часто востребован при видеосъёмке. Конструкция вполне функциональна, занимает немного места и почти ничего не весит.

Процесс изготовления освещён в видеоролике. Чертежи лежат в «Дополнительных материалах» чуть ниже.

Если для вас это слишком просто, то чуть ниже я для вас подобрал «Близкие темы», касающиеся самодельных фото и видео принадлежностей более сложной конструкции.


Достаточно долгое изучение постов на «муське», по вопросу панорамной фотографии привело меня к мысли, что в общей сложности, никто не сводил все покупки в одном месте. И добавив незначительную деталь возможно изготовить вполне рабочую панорамную головку, и заняться съемкой и сборкой сферических панорам весьма бюджетными средствами.

Началось все с этого поста:

Но при описанном автором способе, сильно уменьшается вертикальный угол обзора, соответственно панорама получится довольно узкой, (даже при использовании фишая)
Потом бал найден следующий пост:
Очень просто и дёшево, а главное - работает. Только не эргономично (второй уголок закрывает полфотоаппарата), но идея меня заинтересовала. И я начал искать нечто подобное на Тао. Обнаружив «героя обзора» я стал искать фотомагазин, где есть и уголки и планка для вспышки, и нашел:
Заказ пришел за месяц, попутно набрал мелочевки (фотовинтики, переходники 3/8 -1/4, «антипотеряи»для крышек объектива), короче того, чего в наших сибирских фотомагазинах нет, или стоит дурных денег. Посылка была сборная, общую стоимость подсчитать трудно, поэтому выкладываю ссылку на подобный товар на Али. Распаковки и прочего тоже не будет.
Итак начинаю. Планка в пакетике, пара винтиков папа-мама на 1/4 дюйма, гайка- переходник под «горячий башмак». Вдоль паза проклеена резиновая уплотняющая лента.


Уголки уже описывали на муське, но вот, что пришло мне:


Материал и того и другого - видимо дюраль, или другой легкий сплав, так как магнит не липнет. Итогом сборки выходит такая конструкция:


Ишшо и мелочевки останется:


Фотки готовой панорамной головки на штативе:


Ну и вся конструкция в сборе:


Немного про регулировки. Поперечное смещение уголка просто отрегулировать, установив китовый объектив на максимальном зуме. Поставив аппарат так, как для съемки надира добиваемся совпадения центральной точки фокусировки с осью крепежного винта. Получается довольно точно.

У меня «Самъянг» 8мм, куплен правда с рук на «Авито», но думаю по ссылке мало чем отличается от моего.

Ах, да чуть не забыл вдольосевое смещение, проще один раз посмотреть на видео. Сам пока его не увидел, не понимал. На самом деле всё просто:


+ Довольно демократичная цена
+ Собирается голыми руками из коробки
+ Разбирается также, на мелочевку, которая пригодится любому фотографу.
+ Работает!!!
- Несколько хлипковата(тяжелый фотик, я-бы на неё не рискнул ставить)
- Сбиваются настройки при установке- снятии на штатив (решается разметкой на уголках и планке)
-В уголке верхний винт наровит сползти вниз. В последствии хочу просверлить отверстие, вместо паза (место позволяет). И это только для многорядных панорам.
- Зенит получается не строго верикально (решается съемкой двух кадров зенита, для фишая хватит и одного) Планирую купить +30 Добавить в избранное Обзор понравился +33 +60

Этой весной компания Novoflex решила радикально расширить своё присутствие на российском рынке. Для нашего обзора мы выбрали два самых интересных и перспективных на рынке панорамных решения: это система VR-System PRO II и система VR-System SLANT.

Главное и принципиальное отличие панорамной головки – это возможность с помощью неё поворачивать и наклонять камеру вокруг нодальной точки объектива. Нодальная точка объектива – это точка в которой сходятся все лучи света, перед тем как разойтись далее. Как правило, нодальной точке ближе всего соответствует положение диафрагмы в объективе. Перемещая вокруг неё камеру при съёмке панорамы, мы исключаем возможность параллаксных искажений.

Для съёмки круговой панорамы достаточно сделать один ряд вертикальных или горизонтальных кадров.

Для съёмки большой и сферической (3D панорамы) уже не достаточно одного ряда кадров. Такие панорамы называются многорядными или мозаичными. Для съёмки такой панорамы панорамная головка должна обладать возможностью наклонять фотоаппарат, вверх-вниз. При такой съёмке нодальная точка должна находиться не только на оси центральной колонны штатива, но и совпадать с уровнем оси наклона фотоаппарата. Подробнее о практической съёмке панорам мы расскажем в будущих статьях.

Немного истории

Компания Novoflex начинает свою историю в послевоенной Германии. В 1948 году фотограф Карл Мюллер основал компанию, и уже в 1950 году им была зарегистрирована торговая марка “Novoflex”. В шестидесятых годах компания с успехом занималась разработкой и производством специальных мехов для таких камер как Contax и Hasselblad. Видимо, работа с такими именитыми брендами и позволила Novoflex поднять планку качества на недостижимый для многих компаний уровень. В 2006 году Novoflex создаёт свою первую систему для панорамной съёмки и в 2008 году дополняет её системой QuadroPod.

Первое знакомство

Система PRO II – это самая продвинутая панорамная система в линейке Novoflex , способная помочь фотографу в съёмке любых панорам, практически любой оптикой (до 300 мм) и любой камерой. PRO II в первую очередь рассчитана на профессионалов и состоятельных любителей панорамной съёмки.

Система SLANT – это специальная головка для быстрого создания сферических или 3D панорам. Причем скорость работы – это самая сильная сторона этой системы. Для создания 3D панорамы достаточно снять четыре кадра с помощью объектива рыбий глаз (fish-eye). Как видите камера закрепляется под углом 60 градусов, что заметно оптимизирует размер конструкции и даёт возможность пользоваться при съёмке моноподом.

Для теста мы предоставили оба комплекта профессиональному фотографу, президенту “Гильдии рекламных фотографов” Дмитрию Мухину. Дмитрию часто приходится снимать панорамные индустриальные пейзажи и интерьеры.

Мнение профессионала

Я обладаю достаточным опытом в съемке панорам интерьеров, пейзажей и индустриальной съёмке. В своей работе я уже несколько лет использую панорамную систему Manfrotto. С ней я и буду сравнивать систему Novoflex. Первое, что сразу бросается в глаза, это техническое исполнение данного девайса, каждая деталь которого выполнена с прецизионным качеством. Если кто-то скажет, что это не самое главное, я позволю себе с ним не согласиться. Очень большое значение для профессионала имеет уровень и класс используемой в работе аппаратуры. Очень часто по уровню используемой аппаратуры можно судить о квалификации и стоимости услуг профессионального фотографа. И ещё одна важная деталь: в панорамном оборудовании надо быть уверенным на все 100%, так как проверить результат возможно только после съёмки, когда вернуться и повторить кадр практически невозможно.

Конструктив

Система PRO II в разобранном виде достаточно компактна и не слишком тяжела (1,69 кг), что позволяет профессиональному фотографу включить её в обязательный выездной набор техники. Часто при сборах на выездную фотосъемку жестко стоит вопрос размеров и веса аппаратуры. Иногда приходится отказываться брать с собой какие-то составляющие в ущерб будущему качеству просто потому, что трудно донести.

На тесте панорамная система была дополнительно укомплектована компактным шаровым узлом Novoflex MagicBalance, что не могло не порадовать. Независимо от того, на какой поверхности установлен штатив: ровной, неровной или быть может даже под углом. Сам вращающийся узел легко выставить по уровню. У Manfrotto при выставлении уровня при окончательном зажиме фиксатора регулировка часто сбивается, с Novoflex этого не происходит. Делительная головка в PRO II имеет возможность автоматически отсчитывать углы по горизонтальной плоскости в 10, 15, 20, 24, 30, 36, 45 и 60 градусов. Переключаться между углами очень легко, нужно только повернуть колёсико управления в другое положение. И это ещё одно конструктивное отличие от Manfrotto.

Вот для сравнения как выглядят две профессиональные панорамные системы: Novoflex и Manfrotto.

С системой Manfrotto я работаю уже более пяти лет, и она меня никогда не подводила. PRO II на её фоне выглядит компактней и менее брутальной, посмотрим как она покажет себя в работе. Система SLANT удивительная вещь. Камера устанавливается с ее помощью под углом в 60 градусов, так что диагональ кадра становится перпендикулярна снимаемому сюжету. Это очень удобно при съемке сферических круговых панорам фишай-объективом, расстояние выноса оси объектива камеры становится короче, консоль меньше, и управляться в момент съемки с конструкцией гораздо легче.

Испытания

Для проверки обоих панорамных систем в полевых условиях я решил провести три съёмки в разных условиях. Первое - это пленэр “Музей усадьба Архангельское”, второе - это большого размера помещение “Музей техники Вадима Задорожного”, и очень небольшое камерное помещение - это “Галерея Валентина Рябова”.

Фотосъёмка в “Музее усадьбе Архангельское”

Конечно, зимой снимать панорамы в Архангельском дело не благодарное, весь знаменитый парк находится под снегом, а скульптуры упакованы в деревянные боксы. Но я ставил целью испытать Novoflex в условиях нашей холодной зимы. А вот с этим всё в порядке, на улице солнечная погода и минус 18 градусов. Я решил снять рядную панораму фасада “Большого дворца” с целью создания файла большого размера, пригодного для широкоформатной печати, и круговую панораму внутреннего дворика дворца для проверки точности всей системы при дальнейшей сборке. Делительная головка, плавно перемещаясь между углами съёмки, в то же время очень чётко фиксировала их, тем самым исключая пропуски кадров. Кто снимал панорамы, меня поймёт – начинаешь собирать картинку, а одного кадра из панорамы нет, просто пропустил и не заметил. Конечно, это ошибка фотографа, но с PRO II нужно очень постараться, чтобы пропустить кадр.

Хорошую проверку на морозоустойчивость получил и взятый мной для теста уникальный четырёхногий штатив QuadroPod. Объясню почему: QuadroPod в нашем случае был укомплектован карбоновыми ногами (существуют и другие комплектации), и нам настоятельно не рекомендовали работать с ним на морозе, мол вещь дорогая и может расколоться. Но ничего страшного не произошло, вся система отработала при низкой температуре без нареканий и поломок.

В комплекте с панорамной системой VR-System PRO II идет лицензионная копия профессиональной программы Panoramastudio 2 pro. Эта программа позволяет сшивать цилиндрические и сферические панорамы. И так как при съёмке я не совершил грубых ошибок, потребовалось всего несколько минут для выбора необходимых параметров создания и экспорта панорамы, а всё остальное программа сделала автоматически.

Примеры отснятых и собранных панорам:

Фотосъёмка в “Музее техники Вадима Задорожного”

Здесь решено было испытать систему Slant. Чтобы подготовить систему к работе, я снимаю одну ногу со штатива QuadroPod, тем самым получая монопод, и креплю на неё Slant. Далее закрепляю камеру и через минуту я готов к съёмке. Опишу вкратце, с какой оптикой производитель рекомендует использовать систему Slant:

Для камер с кроп-матрицей:

  • Sigma 4,5mm / 2,8 EX DC Fisheye HSM
  • Sigma 8mm / 3.5 EX DG Fisheye
  • Peleng 8mm / 3.5 Fisheye

Для камер с полнокадровой матрицей:

  • Tokina AT-X 10-17mm / 3.5-4.5 DX Fisheye
  • Sigma 10mm / 2.8 EX DC Fisheye HSM
  • Nikkor AF 10.5mm / 2.8 G ED DX Fisheye
  • Samyang 8mm / 3.5 Fisheye
  • Canon EF 8-15mm / 4 L USM Fisheye

Для создания сферической панорамы нужно отснять всего 4 кадра, приблизительно с интервалом в 90 градусов. Вся съёмка панорамы занимает около минуты и то только по тому, что некоторое время уходит на выравнивание камеры по уровню. Если заниматься этим не в первый раз, я думаю можно укладываться секунд в 30.

Отснятый материал я рекомендую собирать в программе PTgui . Это самая полная и распространённая программа для сборки панорам. Ещё замечу, что PTgui интуитивно понятная программа, и с ней можно разобраться без нудного чтения мануала.

Фотосъёмка в “Галерее Валентина Рябова”

В галерее я решил отснять сферическую панораму, но уже с системой PRO II. Нужно было добиться такого качества изображения, чтобы у зрителя была возможность рассмотреть и оценить для себя каждую картину в интерьере. Для этого с помощью панорамной головки я отснял 60 изображений, которые потом собрал в интерактивную панораму высокого качества. Так же отснял несколько многорядных панорам по 180 градусов, пригодных для качественной печати.

Все эти панорамы я собрал в программе PanoramaStudio 2 Pro, которая собрала их достаточно быстро и в автоматическом режиме.

QuadroPod

Ещё хочу чуть подробнее остановиться на удивительном продукте – четырёхногом штативе QuadroPod. На первый взгляд полнейшее безумие, но вы же понимаете, что немцы безумны только в порно. Его не так просто установить, так как приходится ставить три ноги и четвертую подгонять под поверхность. Так для чего же он нужен?

На самом деле четырехногий штатив необходим как раз для съёмки панорам. Дело в том, что четыре точки опоры дают такую же устойчивость, как у обычного штатива при меньшем радиусе расстановки ног, чем обычного треногова штатива. А соответственно, если ноги расставлены не широко, они не попадают в поле зрения камеры при съёмке сферической панорамы.

На иллюстрации ниже это наглядно показано:

Кроме того, у квадропода съёмные ноги, каждую из которых можно использовать в качестве монопода, а в комплектации Variabel оставшийся без ноги QuadroPod легко превращается в привычный треногий штатив.

Ориентировочные розничные цены в России: VR-System PRO II – 31200 рублей. VR-System SLANT – 10300 рублей.

Создание панорам занятие достаточно непростое и кропотливое, но зато результат от кропотливых действий будет радовать и вас, как творца, и пользователей. Создание панорам, это не такое простое занятие, как может показаться на первый взгляд. Я сталкивался с тем, что пользователи говорят следующее: «Для создание панорам необходимо только сфотографировать несколько кадров с перекрытием, а затем выровнять кадры в специальной программе, склеить их и получить готовую панораму.» Можно сказать, что данное утверждение верно. но только для начинающего фотографа. Полученный результат может удовлетворить. Но, если фотограф хочет профессионально развиваться, то нужно отнестись с критикой к своим предыдущим работам. Посмотреть на них как первый базовый кирпичик. Основу будущего мастерства в создании бесшовных панорам.

Почему же утверждение про «выравнивание и склейку изображений в панораму» не совсем верное? Ответ прост: в утверждение не учитываются, что необходимо на посте исправлять и учитывать: искажения, которые вносятся объективом, перспектива и пространственное искажение, цветокорректорный и многие другие факторы.
Для того, что бы обеспечить себе меньше работы на посте, рекомендуется изначально снимать панораму как можно «правильнее». А для этого не обойтись без вспомогательных средств. Панорамная штативная головка - это одно из важных устройств, которое позволит создавать качественный панорамы, затратив меньше усилий на постобработке. Более подробно о том, почему нужно использовать панорамную головку можно почитать в очень хорошей статье .
Я бы хотел рассмотреть выбор панорамной штатитвной головки: купить готовое решение или сделать самому.

Готовое решение

На рынке существуют несколько решений. Наиболее популярные это .

Отличная панорамная головка. Прочная алюминиевая конструкция, гарантия надёжности от именитого производителя, точная фиксация. В её пользу говорит тот факт, что панорамы Эрмитажа выполнены фотографом Наталье Коварской именно с помощью этой головки. Подробное описание данной головке можно найти в этой статье.
Но цена малость остужает пыл: порядк 20000 р. в РФ.


Головка от китайского производителя, качество удовлетворительное, зато цена - порядка 14000 р.


Качественная головка, удобна в использование.
Но цена порядк 640$.

Позволяет использовать тяжёлую камеру и объективы, легкая, удобная в обращении. Точное позиционирование.
Цена - около 450$ за топовую версию.

Самодельные головки

Если вы начинающий фотограф, ты вы можете попробовать изготовить панорамную головку самому.
В интернете можно найти несколько решений с чертежами и/или подробным описанием.


Самодельная головка, не уступающая коммерческим аналогам. Подробная схема и описание на старнице в его блоге .

Головка от Юрия Надёжин

Решение от нашего соотечественника, с подробным описание по созданию и чертежами на его сайте .

Можно сказать профессиональное решение, для изготовления которого нужен металлообрабатывающий станок. Чертежи можно найти или .


Самодельная головка ценой в 200-300 р. Андрей даже запатентовал это изобретение. Выдерживает тяжелую фототехнику. Более подробно на персональной странице Андрея.

Выводы

Целью данной статьи была дать представление начинающему или профессиональному фотографу о панорамных головках, которые существуют на рынке или могут быть сделаны своими руками. Всё зависит от самого фотографа. Если у него есть деньги и не желания что-то делать, то он может выбрать готовое решение. Если же денег нет или хочется сделать что-то своё, то есть варианты создания головки своими руками.
P.S. Я старался показать только наиболее популярные решения, но конечно, я что-то мог и пропустить. Буду рад поправкам и дополнениям. Надеюсь статья окажется полезной фотографам, которые хотят прикоснуться к волшебному миру панорамной съёмки.

P.s. Спасибо всем за найденные очепятки

Самодельная панорамная головка.

Глядя на это жуткое устройчтво я сам улыбаюсь. Но с помощью этого приспособления мне удавалось снимать сферы.......

При тестах с камерой было установлено, что отклонение от нодальной точки (НТ) менее 1мм практически не сказывается на качестве панорам. Некоторые панорамамэйкеры умудряются снимать панорамы привязав нитку к объёктиву в районе НТ а с другого конца нитки груз-отвес. Заметив на земле точку, снимают панораму пытаясь удержать отвес над отмеченной точкой. И всё получается!

За основу была взята идея от PANOSAURUS . Идея отличная, но воплощение в пластике основного поворотного узла и хлипкость кронштейна весьма настораживает. Особенно для варианта с моей камерой Canon 10 D + 17-40 F 4 L . Ниже рассматриваемая головка рассчитана под данную камеру и оптику. НО! Если у Вас другая камера очень несложно пересчитать посадочные размеры. Что это дало? Головка постоянно в «боевой готовности». Нет нужды подстраивать положение камеры, или платить, за головку с возможностью подстройки сделав эту подстройку единожды!

Что у меня получилось:

Как видим головка имеет две оси вращения, причём обе проходят через НТ. Что позволяет делать панорамы мозаики с ближним планом.

Мне очень повезло – у 10 D резьбовое крепление камерырасположено точно на оптической оси, это значительно упростило конструкцию.

На рисунке Х-расстояние от опрической оси до нижней посадочной площадки камеры. Для вычисления расстояния Y при конструировании следует добавит толщину подставки под камеру+толщину поворотной пластины+толщину пластиковой шайбы. Шайба служит для более точной подгонки Y после сборки. НО! Я допустил промах. Толщина подставки под камеру у меня 1.5 мм При креплении камеры моя оптика (17-40) практически лежит на поворотной пластине. Ну там зазор пару мм. И нет возможности установить БЛЕНДУ. Выход из этой ситуации планируется такой: Убрать толщину регулировочной шайбы до 2мм, переделать подставку под камеру, доведя её толщину на 1.5+8=9.9 мм. Наверное придётся сделать её из оргстекла.

Вот вид головки в разборе:


С чего начать сборку. Лучше с самого трудного узла базы, то на чём вращается головка и то что крепится к штативу. Вид снизу:

Видно не очень хорошо. Отверстие, под резьбу 1\4 но можно и 3\8 у кого какой штатив. Я купил в КИНОЛЮБИТЕЛЕ латунные вставки в внутренней резьбой 1\4, собственно это и определило выбор. С другой стороны вварена шпилька М10 с мелкой резьбой. Я купил на авторынку два болта М10 и две стальных трубки, вставки в сайлентблоки, или резинки кто как называет от задней подвески «Классических Жигулей»

Как всё собрано, пришлось нарисовать чертёж.


Самое сложное – вварить шпильку М10. Кстати её длинна 45мм. Перпендикулярность проверялась постоянно при помощи угольника. Сделал сварную точку, проверил, подстучал, снова точку….Все плоскости профиля зашлифовать.

Крепление к штативу. Дюймовая резьба у нас редкость. Мне удалось купть в фотомагазине вставку с внутренней резьбой 1\4, да ещё и с удобной фаской. В профиле было просверлено отверстие,аккуратно сделана зенковка под фаску. Предварительно вставку обмотал зачищенной медной проволокой, концы проволоки обкушены.После вставляем вставку1\4 в профиль, пинцетом надеваем проволоку, пропаиваем обильно с активным флюсом и тщательно промываем водой и растворителем.

Забыл нарисовать отверстия М3 для крепления лимба. В моём случае лимб сделан из оргстекла толщиной 6мм, и крепится к базовому профилю потайными винтами. Разметка – условная. При предварительном просмотре перекрытия кадров замечаем, на сколько делений поворачиваем головку. Ну так приблизительно для перекрытия поля кадра 20%-30%. При съёмке смотрим только на лимб, отсчитывая нужное число точек! Очень удобно!

Следующая довольно сложная деталь Г образный кронштейн.


Этот узел собран из двух стальных профилей 20Х40. При сварке под 90 градусов использовалась следующая методика. Варится две точки, проверяется перпендикулярность, правится лёгкими ударами молотка, снова пару точек. У нас с первого раза не получилось. Пришлось выбросить заготовку. В «ласточкин хвост» вварена стрелка, для отсчёта делений. Отверстия сверлить по центру профиля, диаметр 10мм.

По краю этих отверстий, сверлим ещё 3-4 диаметром 3мм для сварки.

Втулки центруются в отверстиях болтами, и крепятся сваркой. Места сварки окончательно зашлифовываются.

Если эти операции Вам удалось успешно завершить, то изготовление поворотной пластины не вызовет затруднений.

Поворотная пластина изготовлена из стальной полосы 5Х40 мм

Болт М10 вваривается аккуратно с контролем перпендикулярности. Ни в коем случее не газосваркой, уведёт сразу. Только проволочной сваркой «Кемпи». Вварить по центру пластины.

Гайки зажима с ручкой на усмотрение мастера-сборщика.

Длинный пропил, лучше бы на фрезерном станке, но такового под рукой не оказалось…..

Само собой по центру пластины.

Итак, последний узел – подставка под камеру. Самое сложное вычислить положение шпенька, фиксируюшего камеру перпендикулярно поворотной пластине.

Выглядит подставка вот так:

Материал – сталь 1мм.

По центру отверстие под «барашек» 1\4 для крепления камеры.

Сделав заготовку, сверлим по центру отверстие диаметром 6.5 мм Притягиваем болтом к поворотной пластине и привариваем две направляющих, в моём случае, это стальные стержни диаметром 3 мм.

Самое сложное вычислить положение шпенька. Мы поступили так. От центрального отверстия процарапали чертилкой взаимно перпендикулярные оси.

Поставил камеру на сканнер с просканировал нижнюю частьв масштабе 100%.

По скану произвёл замер. Диаметр шпенька точно не помню. Мерили так, в соответствующее отверстие снизукамеры АККУРАТНО вставляли свёла. Кажется подходящее было 2.8 мм Не забудьте скруглить и заполировать верхнюю часть шпенька!

Вот что получилось:

Не забывайте, что разметку под отверстие необходимо вести со стороны подставки где привырены направляющие.